Связь вкусовых и обонятельных ощущений очевидна. Вспомните: при насморке еда ощущается какой то безвкусной, ну или мало вкусной, а все потому, что обоняние частично или полностью нарушено.
А уменьшить влияние обонятельных ощущений на вкусовые можно, зажав плотно нос и стараясь не дышать во время «дегустации». Забавно, но при этом «вкус» многих веществ кардинально меняется: например, лук становится сладким и по вкусу почти не отличимым от сладкого яблока. Те же фрукты, вина, варенье обладают сладким, кислым или кисло-сладким вкусом, а разнообразие ощущений, вызываемых ими, огромно. Все потому, что зависит это не от их вкусовых свойств, а исключительно от обонятельных. Даже охлаждение или нагрев уменьшают чувствительность к вкусу. Например, язык, охлажденный льдом в течение минуты, перестает ощущать вкус сахара, да и при нагреве поверхности языка до 50 градусов чувствительность тоже падает. Поэтому, область наибольшей чувствительности нашего языка находится в пределах от 20 до 38градусов, Цельсия, конечно.
Кстати, вкус может усиливаться по контрасту со вкусом другого, предварительно «попробованного» вещества. Например, вкус вина усиливается, если сначала съесть кусочек сыра и, наоборот, притупляется и даже портится после чего-нибудь сладкого. Или вот если сначала пожевать корень касатика, то кофе и молоко покажутся кислыми.
Борьбу вкусовых ощущений забавно наблюдать, если положить на одну половину языка что-нибудь кислое, а на другую – горькое. При этом, в нашем в сознании будет возникать ощущение то кислого, то горького, и мы сможем произвольно останавливаться то на том, то на другом, причем смешивания обоих вкусов в нечто среднее, происходить не будет.
Собственно на явлениях контраста вкусов, их компенсации и следов построено все здание гастрономии, суть которой сводится к тому, что хороший, приятный вкус пищи ну очень способствует ее перевариванию, усиливая выделение пищеварительных соков и вызывая настроение, очень благоприятное для нормального течения всех телесных процессов в нашем организме